22:03 Знаешь, как немцы называют Биг Мак? (Ксения Рождественская) | |
«Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино США / Германия На прошедшем Каннском кинофестивале «Бесславные ублюдки» (или, следуя авторской орфографии, «Бисславные ублютки») были, наверное, самым долгожданным фильмом. Тарантино обещал разобраться со Второй мировой войной, а разобрался с киномифом и еврейской мечтой — как он ее понимает. В этом фильме всё — слишком, и мало что попадает в цель. Тарантино окончательно ушел в дебри собственного кинонарциссизма, и смотреть «Ублютков» — занятие для настоящего киномана. Да и тому может стать скучно. Зато можно будет восхититься профессионализмом режиссера, оценить киноцитаты и мелкие радости саундтрека. Так восхищаются сочинителем блестящих и все более сложных каламбуров, которые уже почти невозможно понять. Ходили слухи, что Тарантино переснял итальянский фильм «Бесславные ублюдки». Ничего подобного: он собрал зондеркоманду таких же синефилов, как он сам, и устроил с ними свою Вторую мировую войну, только с блэкджеком и шлюхами. Ну то есть с кинематографом и актрисами. Лейтенант Альдо Рейн (Брэд Питт в своем наиболее идиотском образе безжалостного деревенского дурачка) собирает американо-еврейскую зондеркоманду для зачистки Франции от нацистов. Он дает приказ собирать скальпы нацистов, и его ребята, взявшие себе имя «бесславные ублюдки», с восторгом выполняют приказ. Но главный герой фильма — нацистский полковник Ланда по прозвищу «Охотник за евреями», свободно изъясняющийся на всех языках, галантный и очаровательный живчик (Кристоф Вальц получил за эту роль приз в Канне). В конце, разумеется, эти великие умы столкнутся. В самом начале фильма Ланда объясняет случайному и насмерть перепуганному собеседнику, что евреи — они как крысы: если сейчас в комнату войдет крыса, вы же не станете гостеприимно предлагать ей молоко? Вы ее просто убьете. Но она же ничего плохого вам не сделала? Вот так и с евреями, ничего личного. «Да, — пытается возразить собеседник, — но крысы переносят болезни». — «Да! — воодушевляется Ланда. — Крысы были переносчиками бубонной чумы! Но, знаете, это было так давно…» Бесславные ублюдки, наоборот, чувствуют огромную личную неприязнь к противнику. Это не делает их лучше или хуже нацистов: в фильме все одинаково правы, одинаково «при исполнении» и одинаково играют в войнушку. Изящной подкладкой для войнушки становятся лингвистические игры: все персонажи предельно вежливо интересуются друг у друга по-немецки или по-французски, не будет ли кто против, если они перейдут на английский. «Чужих» узнают по акценту, отдельный эпизод посвящен невыносимому американскому итальянскому, а на роль полковника Ланды режиссер специально искал человека, умеющего говорить на нескольких языках. И «акцент» в названии фильма тоже, похоже, часть языковой игры. Режиссер объясняет, что «Ублютки» — это спагетти-вестерн. Он и строит фильм как спагетти-вестерн, дает в начале титр «Однажды… в оккупированной нацистами Франции». Только на самом деле это не спагетти-вестерн, а гефилте-фиш-вестерн, маца-вестерн, съешь-еще-ложечку-не-расстраивай-маму-вестерн. «Бесславные ублюдки» — исполнение мечты каждого еврея. Это не я говорю, это режиссер с актерами так считают. Каждый еврей желает знать, где сидит нацист, чтобы потом размозжить этому нацисту башку бейсбольной битой, снять с него скальп и вообще переиграть Вторую мировую так, чтобы наши победили. Персонажи Тарантино имеют такое же отношение к оккупированной нацистами Франции или американской армии, какое Человек Без Имени — к Дикому Западу: они — киногерои в мифологическом понимании термина «герой». Это существа двойной природы, смертной, то есть, в данном случае, еврейской, и божественной, то есть — кинематографической. Таковы персонажи всех фильмов Тарантино, и если смертная природа его героев в каждом фильме разная — мафиозная, киллерская, девчачья, — то божественная всегда одна и та же. В «Ублютках» Тарантино поминает всех киношных богов, от Пабста до Леоне и от Лени Рифеншталь до Чарли Чаплина. Он делает пространство войны — героическим пространством киномифа, и не зря лейтенант Альдо Рейн говорит пойманному ублюдками нацисту: «Если честно, наблюдать, как Донни забивает наци до смерти, — это единственное, что тут хоть как-то похоже на кино». Киногерои вырвались с экрана и теперь вершат свое правосудие. И именно поэтому главная сцена фильма происходит в кино. Нацистская верхушка собирается на премьеру очередной киноагитки, но фильм превращается в приговор, который еврейка Шошанна, владелица кинотеатра, зачитывает с экрана собравшимся на премьеру нацистам. Илай Рот, сыгравший в «Ублютках» того самого Донни с бейсбольной битой (а вообще он режиссер ужастика «Хостел»), назвал этот фильм «кошерным порно» и сказал, что мечтал о таком с детства. У каждого еврейского мальчика должна быть мечта. Настоящая большая мечта, и спосибо тибе квентин што ты ее ваплатил всваих биз славных ублютках. | |
|
Всего комментариев: 0 | |